Город История Тюмени репортаж Суровые будни археологов — они обнаружили под Тюменью древний поселок, где 400 лет назад казаки отбивались от кочевников

Суровые будни археологов — они обнаружили под Тюменью древний поселок, где 400 лет назад казаки отбивались от кочевников

Выясняем, что скрывается под землей и почему археологи не любят знаменитого Индиану Джонса

Сейчас археология в основном с женским лицом. Парней становится меньше

В массовой культуре существует искаженное восприятие работы археолога. Увидев то, какими методами пользуется знаменитый Индиана Джонс, у реальных коллег по цеху случился бы нервный тик, а сотрудники правоохранительных органов давно бы заинтересовались гражданином в шляпе.

Журналисты 72.RU отправились на реальные раскопки, чтобы показать нашим читателям, как работают настоящие археологи. Работа это трудная и кропотливая, но пользы от нее для истории намного больше, чем от киношных героев.

Раскопки Тарханского острога идут третий год

Тарханский острог

Лето — период раскопок. В другое время года изучить то, что спрятала от людей земля, будет в разы сложнее. Пока одни летят греться на пляж в Сочи, ученые-археологи и их студенты едут в поля. Одним из таких мест раскопок стал Ярковский район. Вблизи деревни Тарханы несколько лет назад нашли Тарханский острог — старинную крепость, защищавшую столицу Сибири от набегов кочевников.

Деревня Тарханы и ее бегающие бараны

Лагерь археологов стоял на берегу реки Тобол в 400 метрах от деревни Тарханы. Доктор исторических наук Виктор Зах кратко обрисовал ценность Тарханского острога не только для Тюменской области, но России в целом. Для этого надо вернуться во времена освоения Сибири.

— Тарханский острог контролировал дорогу, чтобы кочевники с юга не подошли к Тобольску. Его основали в 1628 году. Иван Словцов, правда, его относит к 1631 году. Образовался он на месте старого татарского города Кучумова ханства. Впрочем, как и Тюмень, на месте Чимги-Туры, — рассказывает Виктор Зах.

Археолог Виктор Зах

Место расположения острога на картах обозначил еще известный русский энциклопедист Семен Ремезов. Острог стоял на останце (изолированный массив горной породы. — Прим. ред.) речной террасы. Миллионы лет назад здесь сливались реки. Служил в остроге небольшой гарнизон из «годовальщиков». Так называли людей, которые набирались из Тобольска и Тюмени на срок один год. В основном это были казаки.

В 1640 году острог выдержал месячную осаду орды Девлет-Кирея. Спустя 49 лет крепость опять осадили. На этот раз калмыки. Острог взяли штурмом и сожгли. Заново его отстроили в 1689 году «в 8 саженях от старого разоренного острога». Существовать он прекратил в XVIII веке. Следы его существования сейчас прячет толстый слой земли. Благодаря тому, что осталось от острога, историки хотят больше узнать о том, как жили в Тюменской области в прошлом.

Солнце припекает, но работу не останавливают. Времени на раскопки не так уж много

Раскопки Тарханского острога идут третий год. На месте работают студенты института культуры. По словам преподавателей, они это делают, чтобы в будущем понимать, с чем работают в музеях. Одно дело видеть красивый и ухоженный экспонат, а другое — его своими руками поднять из земли. Также для работ привлекли ребят из местной деревни.

Копать, копать, копать — примерно так выглядит день археолога

Сам процесс извлечения исторических ценностей крайне методичен. Место раскопок разбивается на квадраты. Каждый сектор раскапывается отдельно, делаются небольшие ямки лопатой. Отрезая часть земли, ее складывают в кучу. Именно эти кучи проверяют металлодетектором. Ходить по участку и сканировать всё вокруг нельзя — так делают черные копатели. Закон запрещает такие методы поиска. Поэтому приходится сканировать только раскопанный грунт.

Через несколько минут работы раздался писк металлоискателя — начали искать. Оказался гвоздь. Мы обрадовались — удалось заснять находку старинного гвоздя! Только вот лица археологов были невозмутимы. Гвоздей они находят несколько сотен за день.

Старинный гвоздь. Возможно, пару сотен лет назад его вбил казак в стену дома

— Индиана Джонс — это классический пример черного копателя, который прибежал на объект культурно-археологического наследия, всё разрушил и убежал, — рассказывает Светлана Цембалюк, старший научный сотрудник сектора археологии федерального исследовательского центра «Тюменский научный центр СО РАН», — это классическая параллель с современными черными копателями. Они так же приходят на место с металлодетекторами, квадрокоптерами и лопатами. Разрушают полностью памятники археологии и уезжают. Их интересуют в основном металлические предметы — золото или серебро. Тем самым разрушают памятник. Действия Индианы Джонса — это до 7 лет лишения свободы.

Каждая находка фиксируется, записывается. За это отвечает отдельный человек — в нашем случае это была девушка с большим планшетом в руках. В нем был список гвоздей и прочих находок с указанием сектора обнаружения. Ответственных за это дело археологи нарекли прозвищем Запакуй — из-за того, что они всегда упаковывают находки.

Очередной выход из лагеря на раскопки
Основное орудие археологов не лассо, а лопата. Тут не как в фильме «Индиана Джонс»

Полевой лагерь


Тех, кто привык жить в полевых условиях, жизнь археологов ничем не удивит. Под кронами деревьев они разбили палатки, устроили баню — мужскую и женскую, кухню и прочие удобства. В лагере есть дежурные и даже четкий распорядок дня. Пробивает нужный час — Виктор Зах всех посылает на раскопки. Никто праздно не шатается по полям, пока все работают. Тут не отдых, а работа.

Распорядок дня дежурных лагеря

Зато в свободное время можно выйти на берег реки недалеко от лагеря и отдохнуть. Говорят, что доктор исторических наук Зах даже рыбу успевает ловить. Сложно не обратить внимание на то, что среди археологов много девушек. Оказывается, что так было не всегда.

— Сейчас не 90-е годы, когда на исторические специальности шли парни после армии, — рассказывает Светлана Цембалюк. — В основном сейчас это более женская профессия. Скорее всего, парни идут в нефтегазовые отрасли, потому что там больше заработка. Несмотря на то что много девушек, у нас работа сложная. Думают, что мы сидим с кисточками что-то разбираем, а у нас здесь тяжелая грязная работа.

«У нас здесь тяжелая грязная работа», — говорит археолог Светлана Цембалюк

Впрочем, для кого-то такой вид летнего времяпрепровождения гораздо интереснее, чем отдых на пляже. Люди во время отпуска берут детей с собой на раскопки. Последним — свежий воздух, красота тюменской природы, а родителям — возможность заняться любимым делом и работой.

Так, Константин Барабанщиков, археолог Музея имени Словцова, приехал на раскопки во время своего отпуска с детьми. Так он делает не первый год.

Обеденный перерыв в лагере
Главное место в лагере — костер. Особенно по вечерам, когда наступает время отдыха

Археолог Виктор Зах рассказывает, что после изучения участка Тарханский острог хотят реконструировать в том виде, в котором он был сотни лет назад. Профинансировать проект изъявил желание один из тюменских бизнесменов. Возрожденный острог должен привлечь туристов, жаждущих исследовать историю освоения Сибири. Будем надеяться, что план реализуют.

Находки Тарханского острога
Тарханский острог планируют реконструировать по окончании изучения

Этим летом мы много говорим про археологию. Точнее — про скандалы, связанные с историческим наследием. На днях археологи пожаловались на черных копателей, которые регулярно наведываются на Базарную площадь Тобольска.

Ранее в Тюмени произошел археологический скандал из-за берега Андреевского озера. Археологи выступили против строительства домов в зоне, где, по их мнению, располагаются древние захоронения. Участки в 2000-е годы купили тюменские бизнесмены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем